Опубликован 2024-05-05

ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ КОНСУЛЬТАТИВНОЙ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ ШКОЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

Аннотация


В статье обсуждается вопрос ресурсного обеспечения консультативного направления работы проектируемого учебно-методического центра, рассматриваются функции межведомственных медицинских и социальных организaций как перспективных структурных подразделений такого центра в системе школьной психологической службы. Показана конструктивная роль рефлексивно-деятельностного, рефлексивно-диалогического и рефлексивно-психотерапевтического подходов в проектировании и реализaции консультативной помощи как важном инклюзивном направлении школьной психологической службы. Предлагается концептуализaция необходимости развития психологического обеспечения «инклюзии», включенной в образование, как социального конструкта, релевантного субкультурным конструктам инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья как равноправных субъектов современного образования, развитию личности и охране здоровья которых способствует специально спроектированный учебно-методический центр как компонент современной системы школьной психологической службы.

Как цитировать


Давыдова, Г., & Семенов, И. (2024). ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ КОНСУЛЬТАТИВНОЙ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ ШКОЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ. Журнал Педагогики и психологии в современном образовании, 451-461. извлечено от https://art.jdpu.uz/index.php/ppmedu/article/view/9897

Библиографические ссылки


Белинская В.А. Проблема психологической готовности родителей различных категорий детей к инклюзивному образованию / В.А. Белинская // Актуальные проблемы социально-¬педагогической, психологической и социально-культурной теории и практики. – Соликамск: РТО СГПИ, 2017. С. 8-12.

Бодалев А. А. Проблемы социально-перцептивной компетентности личности / А. А. Бодалев, Н. В. Кузьмина, И. Н. Семенов ; Отв. ред. И. Н. Семенов, Е. А. Яблокова. — Москва : РАГС, 1998. — 248 с.

Водопьянов Д.А. Типология рефлексивно-развивающих сред личностно-профессионального развития / Д.А. Водопьянов, И.Н. Семенов // Организatsiонная среда ХХI века. Статьи и материалы П-й Международной научно-практической конференции. М. МЭСИ. 2011. С. 188-193.

Давыдова Г.И. Методологические аспекты рефлексивного диалога в развитии инклюзивной образовательной среды вуза // Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика // Сборник статей по материалам III Международной научно-практической конференции (Ялта, 16-18 мая 2019 г. - В 2-х частях). Часть 1. – Симферополь, КФГУ, 2019 - С. 161-166.

Давыдова Г.И. Рефлексивно-психологическое обеспечение профилактики наркомании в школе / Г.И. Давыдова, А.Б. Черенкова // Учитель – ученик: проблемы, поиски, находки: Тематический сборник. – №16. – Серия №2. – Москва: ЮЗОУО, 1999 – C. 64–67.

Давыдова Г.И. Формирование рефлексивной самооценки психолого-педагогической поддержки развития личности / Г.И. Давыдова, И.Н. Семенов // Новые ценности образования. 2007. № 1 (31). С. 167-182.

Дюков В. М. Теоретические и методологические основы школьного инклюзивного образования. Монография / В.М. Дюков, Л.А. Бойдик, И.Н. Семенов. – Саарбрюккен: Ламберт, 2012.

Зарецкий В.К. Педагогическая, психологическая и психотерапевтическая помощь в процессе преодоления учебных трудностей как содействие развитию ребенка / В.К. Зарецкий, А.Б. Холмогорова // Консультативная психология и психотерапия. - 2017. - Том 25. - №3. - С. 33-59.

Зарецкий В.К. Рефлексивно-педагогическая помощь учащимся в поиске решения творческих задач / В.К. Зарецкий, А.Н. Молостова // Проектно-исследовательский подход в рефлексивной психологии инновatsiонного образования / Отв. ред.-сост. И.Н. Семенов, Т.Г. Болдина. - Ногинск: Аналитика Родис, 2011. - С. 115-121.

Ларионова Л.И. Когнитивно-личностные компоненты человеческого капитала школьников, выбирающих профессию в современных условиях образования / Л.И.Ларионова, Ж.А. Джафарова, И.Н. Семенов // Шамовские педагогические чтения. Сборник статей XIV Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. Ч.1. – Москва, 22-25 января 2022. С. 53-58.

Орлова Е. Дети с ограниченными возможностями здоровья и инклюзивное образование / Е. Орлова, В. Дюков, И. Семенов.– Саарбрюккен: Ламберт, 2014. – 396с.

Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / отв. ред. И.В. Дубровина. – М. 1995. – 170 с.

Психолого-педагогические условия становления индивидуальных стратегий обучения школьников / Отв. ред. И.С. Якиманская. – Москва : ИГ-СОЦИН, 2007. – 140 с.

Савенков А. И. Одаренный ребенок дома и в школе : Потенциал личности и программа развития / А. И. Савенков. — Екатеринбург : У-Фактория, 2004. — 272 с. — (Психология детства : практикум). — EDN: VREXWH

Семенов И.Н. Акмеология, социальная и юридическая психология в междисциплинарном обеспечении наркологических рефлексивных реабилитatsiонных программ / И.Н. Семенов, С.А. Смирнов, В.В. Кордубан // Акмеология и социальная психология на рубеже ХХI века / под ред. А.А. Деркача. – Москва: Российская академия государственной службы при Президенте РФ, 2001. С. 189 –196.

Семенов И.Н. Рефлексивно-психологическая коррекция кризисного развития личности подростков-наркоманов / И.Н. Семенов, С.В. Иванов, Т.Г. Болдина // Психология личности в кризисных ситуatsiях развития. – М. 2001. С. 91-95.

Семенов И.Н. Рефлексивно-психологическое проектирование продуктивного общения и доверия / И.Н. Семенов // Психология общения и доверия: методология, теория и практика. Сборник материалов Международной конференции. Москва 6-7 ноября 2014 г. / И. Н. Семенов; под ред. Г. М. Андреевой, А. А. Бодалева. – Москва: Университет РАО, 2014. С. 348-350.

Семенов И.Н. Рефлексивно-психотерапевтические программы профилактики наркомании молодежи как педагогические технологии воспитания ее безопасности и обеспечения здоровья / И.Н. Семенов, С.А. Смирнов, Г.И. Давыдова // Известия Российской академии образования. 2023. № 1. С. 114-127.

Степанов С. Ю. Анализ типов работы психолога в пед8гогической практике // Научно-практические проблемы психологической службы в школе / С.Ю. Степанов, И.Н. Семенов; под ред. А. А. Бодалева, И. В. Дубровиной. Научно-исследовательский институт общей и педагогической психологии АПН СССР, 1987. С. 59-62.

Степанов С. Ю. Личностно-рефлексивный диалог в развитии творческих возможностей учащихся / С.Ю. Степанов, И.Н. Семенов // Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологического консультирования / Отв. ред. А. А. Бодалев, И. В. Дубровина. Москва: Академия педагогических наук СССР, 1987. С. 76-82.

Туровцев Н. В. Рефлексия как ресурс совладания с конфликтностью и развития индивидуальности / Н. В. Туровцев, И. Н. Семенов // Психология индивидуальности / под ред.:В.Д.Шадрикова. — Москва: Нatsiональный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2015. — С. 115–117.

Холмогорова А.Б. Рефлексивно-личностная регуляция целеобразования в норме и патологии / А.Б. Холмогорова, В.К. Зарецкий, И.Н. Семенов // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология.– 1981. – №3. – с. 12-22.

Авторы


Галина Давыдова

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», Россия, г. Ялта

Игорь Семенов

Ключевые слова:

инклюзия как субкультурный конструкт, ресурсное обеспечение инклюзии, функции консультативного центра инклюзивной поддержки.
Powered by I-Edu Group